Все статьи

5 важнейших периодов в жизни щенка

Научные исследования показали, что в жизни щенка существует пять критических периодов, то есть пять фаз психического развития, во время которых неблагоприятные условия могут эмоционально искалечить собаку без надежды на выздоровление. И наоборот, позитивные условия во время этих пяти фаз эмоционального роста могут привести к появлению собак высочайшего уровня – умственного и социального. Эти результаты настолько важны, что фонды собак-поводырей создали эти “позитивные условия” для щенков, которых выращивают, чтобы они стали лидерами слепых. Собаки, обученные водить слепых, проходят самую строгую и требовательную дрессировку из всех собак и поэтому должны быть идеально приспособлены.

Доктор Пол Джей Скотт, директор по поведению животных в Мемориальной лаборатории Роско Б. Джексона в Бар-Харборе, штат Мэн, руководил проектом по определению того, когда именно наступали эти критические периоды. Последствия неспособности человека признать эти критические периоды и отреагировать на них были продемонстрированы в одном конкретном тесте. Щенок 21 дня от роду был изъят из помета и полностью изолирован. Хотя щенка кормили и поили, смотритель следил за тем, чтобы с ним не играли и не разговаривали. Единственными игрушками, которые были у подопытного щенка, были ведро с водой и миска для еды. К 16-недельному возрасту щенок не имел никаких контактов с другими собаками (за исключением первых 21 дней своей жизни) и никаких контактов с людьми, кроме смотрителя. В возрасте четырех месяцев подопытного щенка снова поместили к его товарищам по помету. ОН не узнал в них ни товарищей по помету, ни собак! Его изоляция в критические периоды его жизни – полное отстранение от общения с собаками и людьми – настолько отразилась на его характере, что он не мог приспособиться к обществу животных или людей.

Первый критический период: 0-20 дней (от 0 до 3 недель)

В результате многолетних научных исследований было установлено, что первый критический период охватывает все первые три недели жизни щенка, от 0 до 20 дней. В этот период умственные способности щенка практически равны нулю, и щенок реагирует только на свои потребности в тепле, еде, сне и матери. Были проведены тесты, чтобы определить, способен ли щенок вообще чему-либо научиться в течение первого критического периода; было установлено, что это не так.

Второй критический период: 21-28 дней (3-4 недели)

Однако ученые обнаружили, что на 21-й день произошло нечто почти чудесное, и это происходит со всеми собаками, независимо от породы. На 21-й день все органы чувств щенка начинают функционировать. Чувства присутствовали у щенка в течение первого критического периода, но находились в состоянии покоя. 21-й день знаменует начало второго критического периода. В этот период (с 21-го по 28-й день) новорожденный щенок нуждается в матери больше, чем в любое другое время. Мозг и нервная система начинают развиваться. Начинает происходить осознание, и в этом психическом состоянии переживания щенка могут быть довольно пугающими. Щенок, оторванный от матери во время этого второго критического периода, никогда не достигнет того умственного и эмоционального роста, который он мог бы. Во время второго критического периода социальный стресс, связанный с пребыванием в живых, оказывает на щенка наибольшее влияние. Ни одно другое время в жизни собаки не имеет такого важного значения для эмоционального роста. Именно во время второго критического периода характеристика нервозности может вызвать у щенка застенчивость и другие негативные качества. После того, как негативным характеристикам было позволено развиться (во время второго критического периода), никакое восстановление или обучение в дальнейшей жизни не изменит негативные характеристики.

Третий критический период: 29-49 дней (от 4 до 7 недель)

Третий критический период - с пятой по седьмую неделю (от 29 до 49 дней). В этом возрасте щенки отваживаются отходить от гнезда – хотя и не очень далеко – и немного исследуют его. В начале шестой недели жизни щенка наступает осознание общества, то есть общества человека и общества собаки. Нервная система щенка и его способность к дрессировке развиваются и к концу третьего критического периода разовьются до предела. К сожалению, в некоторых книгах о собаках говорится, что в конце третьего критического периода у щенка мозг взрослого человека. Это неправда, и исследования доказывают это! По завершении третьего критического периода (седьмой недели жизни) нервная система щенка и его способность к дрессировке развиваются до предела, поэтому, безусловно, необходимо более подробно рассмотреть, что происходит во время этого третьего критического периода. В течение этого периода щенок научится реагировать на голоса и начнет узнавать людей. Среди щенков в помете будет установлен социальный “иерархический порядок”. Некоторые из щенков научатся бороться за свою еду и научатся быть хулиганами. Самки из помета, которых пугают агрессивные наклонности других, станут застенчивыми. Научные тесты на станции Гамильтон показали, что щенку полезно оставаться в помете достаточно долго, чтобы приобрести немного соревновательного духа, но это слишком вредно для эмоционального роста щенка. У щенков, оставшихся в помете после седьмой недели, начнут развиваться задиристые или запуганные наклонности, которые останутся с ними и во взрослом возрасте. Чем дольше щенок остается в помете после завершения седьмой недели своей жизни, тем хуже будет эмоциональный рост этого щенка.

В конце третьего критического периода щенок считается эмоционально развитым и готовым к обучению. Но в этом возрасте щенок не обладает взрослым мозгом.

Четвертый критический период: 50-84 дня (от 7 до 12 недель)

Обучаемость щенка созрела и работает на полную мощность, когда щенок вступает в восьмую неделю жизни. Таким образом, щенок вступает в четвертый критический период эмоционального роста (от 50 до 84 дней). То, чему щенок научится в течение четвертого критического периода, будет сохранено и станет частью личности собаки. Если щенка оставить с матерью во время четвертого критического периода, его эмоциональное развитие будет нарушено. Щенок останется зависимым от нее, но в ней найдет очень мало – если вообще найдет – безопасности. Когда щенок остается в помете дольше этого срока – и без надлежащего контакта с людьми – его социальная адаптация к человеческому обществу будет нарушена, и то, чему он научится, будет усвоено от товарищей по помету. Оптимальное время для того, чтобы взять щенка в новую семью, - это конец седьмой недели жизни щенка. Поскольку возможности щенка для обучения и обучения работают на полную мощность в течение четвертого критического периода, лучше, чтобы щенок учился у своего нового владельца. И учиться он будет! Четвертый критический период знаменует собой время, когда новый щенок будет учиться в быстром и бешеном темпе. И многое из того, что он узнает, останется с ним надолго, надолго. То, чему щенок научится в течение четвертого критического периода, поможет сформировать из него такую собаку, какой он будет всегда!

Этот абзац настолько важен, что каждый владелец собаки (и те, кто подумывает о приобретении щенка) должны перечитать его, а затем прочитать еще раз! Для читателей, которые приобрели своих собак в возрасте шести месяцев или более, этот абзац вполне может объяснить некоторые негативные черты характера и поведения их собаки.
В течение первых трех критических периодов значительные мозговые волны от щенка могут быть зафиксированы на электроэнцефалографах. Однако четвертый критический период совершенно иной. Первые реальные – и очень значимые – волны могут быть зарегистрированы. Именно в этот четвертый период между собакой и человеком установится связь, которая окажет длительное воздействие на щенка. Ни на каком другом этапе своей жизни собака не сможет достичь более сильной связи, чем во время четвертого критического периода. Контакт щенка с людьми на этом этапе является ключом к его эмоциональному и социальному успеху в человеческом обществе. В ходе испытаний, проведенных в Бар-Харборе, щенков изолировали через различные промежутки времени в течение пяти критических периодов, и было установлено, что изоляция от человеческого общества оказала наибольшее влияние на щенков во время четвертого критического периода. Без адекватного контакта с человеком в течение четвертого критического периода щенки стали неспособны к дрессировке и неспособны быть компаньонами для человека. Именно в это время щенок должен быть интегрирован в человеческое общество. В это время щенка следует выводить на прогулки, знакомить с людьми и разрешать играть с детьми и другими животными (под присмотром).
Во время четвертого критического периода можно – и нужно – учить простым командам. Должна быть мягкая дисциплина. Строгая дисциплина в этот период может отрицательно повлиять на чашу весов, на которой сейчас зиждется эмоциональное развитие щенка. Щенок (во время четвертого критического периода) учится жить в человеческом мире. Он учится доверять людям и быть уверенным в них. Щенок в возрасте от 8 до 12 недель намеренно не проказничает. Физическое и насильственное исправление может привести к полному замешательству в сознании щенка. Вера и доверие к его новым друзьям-людям могут быть быстро разрушены. Когда недоверие к людям разовьется во время четвертого критического периода, это недоверие останется постоянной частью характера щенка.
В течение четвертого критического периода дисциплина должна ограничиваться руганью. Ругань не включает в себя крики. Такие команды, как “сидеть”, “стоять” и “подойди”, можно разучить во время четвертого критического периода, но делать это нужно в игровой атмосфере. Взлом дома следует проводить мягко, гарантируя, что похвала используется за правильное поведение, а не за насильственное исправление за плохое поведение. Следует ввести мягкие ограничения – например, не позволять щенку грызть мебель, обувь и т.д. И эти дикие ограничения могут иметь дополнительную ценность в повышении уровня терпимости. Несоблюдение дисциплины и несоблюдение умеренных ограничений могут оказать серьезное влияние на воспитание щенка и пагубно сказаться на совместимости собаки в семье в дальнейшей жизни. В человеческом обществе у нас есть то, что известно как детский сад в наших государственных школах. Цель детского сада - эмоционально подготовить ребенка к обучению, которое произойдет позже. Классы в детских садах и дошкольных учреждениях - это, по сути, тренировочная площадка для обучения детей тому, как учиться. Четвертый критический период - это детский сад щенка. Если щенка научат учиться во время четвертого критического периода, его фактическое формальное обучение (которое может проходить во время или после пятого критического периода) будет более успешным. Щенок, прошедший дошкольное обучение в течение четвертого критического периода, сможет научиться большему, чем щенок, не имеющий дошкольного опыта.

Пятый критический период: 12-16 недель (3-4 месяца)

Пятый критический период - с 13-й по 16-ю неделю жизни щенка. Во время пятого критического периода произойдет очень важная вещь, и владельцы щенков должны быть готовы к этому. Щенок сделает свою первую попытку утвердиться в качестве доминирующего существа в стае (семье). Именно в течение пятого периода щенок узнает, может ли он физически ударить своего владельца – и это сойдет ему с рук! Если щенку это сойдет с рук, он потеряет уверенность и уважение к хозяину, которые сформировались во время четвертого критического периода. Уровень терпимости по отношению к владельцу будет сужен. Щенок поймет, что, взбунтовавшись, он добьется своего.

Именно в этот пятый критический период власти будет брошен вызов. Именно здесь владелец щенка должен принять вызов лицом к лицу. Проинструктировать людей относительно наилучшего метода решения проблемы довольно сложно, потому что не существует двух абсолютно одинаковых собак. Дисциплинарные меры для одного не обязательно подходят для другого. В моей собственной дрессировочной школе часто задают вопрос: “Что мне делать, если моя собака укусит меня”? Мой ответ обычно звучит примерно так: “Что бы вы сделали, если бы ваш ребенок ударил вас”? Кучи любви и понимания здесь неприменимы. Щенку нужно быстро и твердо показать, что, хотя его любят, вы, владелец, являетесь доминирующим существом.

Формальное обучение послушанию должно начинаться не позднее шестимесячного возраста для оптимальной простоты обучения. Это не означает, что собаку, достигшую 10-летнего возраста, нельзя или не следует дрессировать. Пока туман здоров, нет максимального возрастного ограничения для дрессировки, всегда легче дрессировать собаку, у которой не было слишком много времени для выработки вредных привычек.

Осознание пяти критических периодов, обеспечение правильной обстановки в течение этих периодов и внедрение надлежащих методов обучения позволят щенку развиваться эмоционально и социально в полной мере. Каждый раз, когда вы восхищаетесь собакой-поводырем, ведущей своего слепого владельца через оживленное движение, вы можете быть уверены, что пять критических периодов в жизни этой собаки прошли с большой заботой и заботой.
Щенок, которого вы приобретаете, может вырасти таким, каким он способен стать. Обратите пристальное внимание на критические периоды в его жизни. Это периоды, которые формируют и формируют его характер и личность. Он в ваших руках. Тем, кем он должен стать, он станет в течение этих пяти критических периодов.
Брюс Сешнс *О стадиях развития в жизни щенка*

©️ Copyright - Клыки Фенриса
Made on
Tilda